"НЕВСКАЯ"-РАРИТЕТ? МОДЕРНИЗАЦИЯ КАТУШКИ "НЕВСКАЯ". КАТУХА ЕЩЕ ПОСЛУЖИТ!!!


Катушка «Невская» прекрасно знакома старшему поколению рыболовов и имеет много достоинств, среди которых - простота, надежность, небольшой вес, а также большой ресурс работы при низкой цене.
Но есть у нее и один недостаток, который может перечеркнуть все эти достоинства — частое образование «бороды» при забросе.
Мне удалось решить эту проблему путем не слишком сложной доработки.
Прежде давайте разберемся, почему в данном случае образуется «борода».
Дело в том, что в отличие от современных мультипликаторных катушек «Невская» не имеет в своей конструкции тормозного механизма, позволяющего замедлить вращение барабана в конечной стадии заброса - например, магнитного тормоза или центробежных кулачков, отсюда и бесконечные «перебежки».
Чтобы этого не случалось, я установил на катушку «Невскую» специальный рычаг 8 с тормозной колодкой 9. Он имеет на одном конце заводное кольцо 3, выполненное из пружинной проволоки, и укреплен на рычаге с помощью термоусадочной трубки 4.
Катушка «Невская»

Для лучшего контакта тормозной колодки и бобины в корпусе катушки надо сделать соответствующий вырез.
Рычаг соединен с корпусом через втулку 7, которая вращается на оси 6.
Сама ось закреплена на корпусе катушки гайкой 5 снаружи. Плечо рычага с тормозной колодкой лучше сделать из твердого алюминия толщиной 2 мм, а плечо со следящим элементом из упругого и легкого материала, в моем случае - из титанового.
Оба плеча я соединил между собой с помощью термоусадочной трубки. Движение рычага на оси ограничено гайкой, накрученной по резьбе. Открутив ее, тормозной рычаг можно снять и транспортировать в ящике с рыболовными принадлежностями.
Чтобы рычаг работал надежно, я его подпружинил спиральной пружиной-доводчиком 2, которую взял из старого будильника. Пружину закрепил на корпусе и соединил с рычагом через отверстие 1. Усилие от пружины-доводчика минимально и практически не влияет на сход лески при забросе.
Рычаг установлен на катушку с таким расчетом, чтобы при натяжении лески тормозная колодка не касалась бобины катушки, а при падении приманки в воду, когда это натяжение только начнет ослабевать, он повернулся бы, и колодка коснулась вращающейся бобины.
За счет силы трения рычаг будет стремиться повернуться дальше, но поскольку траектория движения тормозной колодки направлена внутрь внешней окружности бобины, то колодка лишь сильнее прижмется к бобине и остановит ее, причем прижимающая сила будет эквивалентна скорости вращения и величине кинетической энергии бобины.
Таким образом, та самая энергия, которую необходимо погасить в момент приводнения блесны, будет создавать силу торможения бобины. Развивает ее рыболов при забрасывании приманки, раскручивая бобину.
Чтобы тормозная колодка на бобине не проскальзывала при ее намокании (на леске при вываживании все-гда задерживаются капельки воды,) поверхность бобины я смазал битумной мастикой по линии ее контакта с колодкой.
Ловить усовершенствованной катушкой «Невской» надо так же, как обычной, постоянно подтормаживая бобину при забросе. Это необходимо, чтобы леска не слишком сильно провисала во время полета приманки, иначе рычаг коснется бобины раньше, чем блесна приводнится, и будет «недолет».
В момент приводнения блесны рычаг сам останавливает бобину. Мне кажется, эта доработка может оказаться весьма полезной для тех, кто пользуется катушкой «Невской», да и вообще для начинающих рыболовов-спиннинистов.
Если не удалось вовремя подтормозить бобину, то произойдет автоматическое торможение и небольшой недолет блесны, без образования «бороды».
Когда же новичок научится правильно дозировать усилие подтормаживания, блесна полетит точно в намеченное место.
Автор:  Н.Фатеев. С катушкой «Невской» без «бороды».

Модернизация катушки "Невская"
Попробовав ловить судака на море, и поняв что чувствительности на мясорубке не хватает, а мульт мну пока не светит, было решено попробовать ловить Невской.
Однако все продающееся в магазинах китайское Г, из прошлого опыта разлетается при поклевке первой нормальной рыбы, а отдавать за "Нельму" 4к, так лучше мульт, было решено довести до ума Невскую.
Данный прибор у мну остался еще с советских времен, причем не в единичном экземпляре. На переделку была выбрана катуха 1970 г выпуска. Основной проблемой этой катушки на мой взгляд является биение барабана на оси и постоянная необходимость смазки, которая через 2-3 часа выгорает, и катушка начинает визжать и клинить. Вариант решения этих проблем только один - подшипники.
Порывшись в нете я выяснил, что покупать подшипники не обязательно, их можно снять (и очень хорошие) с движка убитого винта. Подшипники там стоят под ось диаметром 5 мм, с наружным диаметром 13 мм и толщиной 2-3 мм. Так же нужна была дистанционная втулка, которая бы стояла между подшипниками и позволяла им свободно вращаться. Она была сделана из алюминиевой трубки.

Катушка была вымыта и разобрана, сверлом на 13 с двух сторон была рассверлена втулка барабана, а с внутренней стороны сверлом на 10 был высверлен подшипник скольжения, чтобы дистанционная втулка при вращении не касалась барабана.


При попытке нарезать резьбу на хвостовике оси (шпуля крепилась с помощью защелки и из за этого был люфт вдоль оси), она (ось) была сломана, и ее пришлось заменить винтом на 5, с гайкой его фиксирующей и одновременно являющейся направляющей трещотки. Гайка стандартная, но ее пришлось немного сточить, чтобы добиться правильного положения барабана на оси.


Далее на ось ставим подшипник, барабан, дистанционную втулку, второй подшипник, гровер и гайку и вуаля. Наслаждаемся легкостью хода и  отсутствием биений барабана.



Единственное, что меня смущает в этой конструкции - винт в качестве оси, поскольку он мне кажется ненадежным, но я уже нашел подходящую ось ему на замену, осталось только резьбу на ней нарезать. 
Ну что, теперь осталось вспомнить, как кидать колесом и научиться ловить пропуская леску между пальцев ;), и все судаки мои ;D (ну или почти все).
Автор: александр06.07.2009

ПРОДОЛЖЕНИЕ:
Собственно говоря по просьбе Голега выкладываю небольшой отчет о модернизации "Невской". Назову ее Невская v.2.0  ;)
После испытания первого варианта катушки было выявлено несколько недостатков:
1. Неудобные ручки.
2. Недостаточно плотная посадка подшипников(посадочные места рассверливались вручную)
3. Достаточно большая инерция
4. Винт на 5 в качестве оси не самая лучшая идея.
Всвязи с этим, а так же с приобретением на юге невской в неплохом состоянии было решено переделать вторую катушку.
Поскольку век лесок толщиной под миллиметр прошел давно, то ширина шпулив 2 см посчиталаси излишней роскошью, а ее уменьшение несколько снижало инерцию и позволяло использовать родную ось. Барабан катушки был разобран совсем (хотя стоечки на которые кладется леска следовало оставить), была заказана новая центральная втулка с посадочными местами под подшипники, а толщина ее выбрана 15 мм. Стойки для укладки лески выполнены из алюминиевого провода толщиной 4 мм. Ручки - ось родная, на нее кусок пластикового чехла закрывающего иглу одноразового шприца, сверху очень плотный пенопласт(поплавок датчика уровня топлива самолета АН-2  ;) ). Поскольку родная шпуля Невской была расточена как вторая на первую катушку, а использовалась шпуля с какой-то другой (хз как  называется, на пластмассовой оси крутилась, толщиной в сантиметр, и трещотка была из пластмассы, но советская и крепкая) , то от механизма трещотки решено было избавиться, так же как и от механизма подтормаживания шпули (а нафиг мну пальцы то). Часть оси выше паза была обточена и нарезана резьба. Для того, чтобы барабан катушки был на уровне основания(трещетку то я не делал) пришлоси поставить дистанционную шайбу из неудачно выпрессованого подшипника(центральная часть, как раз по толщине подошел). Подшипники, как и в первом варианте из компьютерного винчестера, ну очень они там неплохие попадаются. То что получилось можно увидеть на фото :)





В итоге катушка получилось легче грамм на 40-50, с очень легким ходом и отсутствием биений. При забросе большие ручки выполняют роль аэротормоза. Ручки теплые, из рук их выбить гораздо сложнее чем родные, но по результатам испытаний их форма признана неудачной, поскольку если при перебежке леска попадает на ручку (а она попадает) то она стабильно влетает в щель между ней и барабаном. Но этот недостаток я надеюсь к весне будет исправлен, ну а пока и так неплохо ;) ;D ;D
З.Ы. Бюджет переделки - 250 р Невская, 2 судака токарю, остальное нахаляву ;)
Автор: александр06.07.2009

1 коммент.:

  1. раньше изделия делали на совесть, так сказать-на века

    ОтветитьУдалить

Related Posts with Thumbnails