Ночной спиннинг

Ночной спиннинг

Василий Кручинин увлекается ночным спиннингом с конца восьмидесятых годов. На воблер и колеблющуюся блесну он регулярно ловит в больших и средних реках судака, голавля и язя — в темное время суток.
Начиналось все лет пятнадцать назад, и начиналось с судака. В моем рыболовном кругу судака — не без основания — было принято считать ночной рыбой. Действительно, достаточно посмотреть на его «стеклянные» глаза, «светящиеся» в темноте, чтобы укрепиться в этом мнении.

Уходя с водоема, я нередко встречал судачатников, приезжавших на вечернюю зорьку. Был тогда такой Толя, который регулярно ловил судака на воблер ранним утром, начиная еще затемно, и поздним вечером. Помню еще ребят, у которых удилища были оснащены самодельными кольцами, нижнее из которых было миллиметров пятьдесят в диаметре. Эти тоже ловили в сумерках.
К тому времени я познакомился уже практически со всей «спиннинговой» рыбой, а судака ловить не приходилось. И вот, потянуло меня на ночную рыбалку.
 Судак
Места, где днем ловят судака на разные джиги и где мы ночью ловим на блесны и воблеры, совершенно разные. Поэтому с «джигитами», как мы их называем, мы почти не пересекаемся.
В основном я ловлю на перекатах и рядом с перекатами. В идеале это, например, хороший омут с выходом на перекат. Тут есть шанс поймать неплохого судака, на несколько килограммов. Правда, таких идеальных мест немного. Мелкого же судачка, по 300-500 г, можно ловить на мели чуть ли не по всей реке.
Иногда говорят, что судак берет ночью на мели, но там, где тихо. Доля правды тут, видимо, есть. Я ловлю на перекатах, но стараюсь проводить приманку по границе струи и прибрежной «обратки», водоворотиков. Однако бывают поклевки и на самой струе.
Искать место надо, конечно же, днем. Лучше всего походить и понаблюдать за рекой в спокойной обстановке, найти перспективные точки, запомнить ориентиры на берегу: у какого камня или куста встать, куда бросать. Ночью все кажется другим, а правильно оценить расстояние очень трудно. Встал чуть в стороне — и не попадешь в нужную точку. Более того, без точного ориентира можно буквально «встать на судака», то есть забрести на то место, куда следовало бы забрасывать приманку. Разумеется, рыбу вы при этом распугаете и останетесь ни с чем.
Интересно, что ночью вообще очень много поклевок судака. Иногда бывает, особенно в начале ночи или к утру, что забросишь воблер перпендикулярно берегу, и только он начнет заглубляться, как садится судак. Словно голавль или жерех какой.
На мели судак, видимо, долго не держится даже в уловистых точках. Похоже, что он периодически выходит в них (тогда бывает несколько поклевок подряд), потом скрывается (нет поклевок), потом опять выходит (снова несколько поклевок) и т.д.
Особенности клева по разным периодам ночи, наверное, существуют, но уловить их нет так-то просто, когда выезжаешь не каждый день, а по выходным, как я. За неделю день успевает заметно убавиться, а ночь удлиниться, особенно к осени.
Летом, когда вода очень теплая, больше поклевок приходится на предрассветные часы. Очевидно, вода к утру остывает, и судак активизируется. А осенью — наоборот. Нынешней осенью, например, после трех часов ночи у меня на нескольких рыбалках вообще не было ни поклевки. Ни судака, ни кого. Видимо, вода слишком сильно остывает на мели, и хищнику там делать нечего.
Под утро иногда попадается окунь. Для меня это сигнал к завершению рыбалки: попался окунь — пора уходить. Можно, разумеется, ловить и потом, но уже другую рыбу и (или) в другом месте. Судак, например, отходит от берега (и от рыболова!).
Особенно хороший клев бывает в лунные ночи, когда поклевка следует за поклевкой. Раз я проходил по берегу до половины двенадцатого и ничего не поймал. Небо было затянуто облаками. А потом облака разошлись, появилась луна, и, как по команде, начались поклевки. Помню я и еще один похожий случай.
Но бывают хорошие уловы и в темные ночи. В одну из последних поездок всю ночь лил дождь, а рыба брала отлично.

Голавль

Голавль — тоже любитель перекатов. Первый голавль, взявший у меня ночью, едва не выбил у меня из рук удилище. По поклевке я понял, кто это был, хоть он и не подсекся: днем я голавлей к тому времени поймал уже немало.
Сейчас я, отправляясь не специально за голавлем, а на «смешанную» рыбалку, в среднем все равно ловлю за ночь одного-двух.
Поклевки чаще всего бывают во время сноса воблера течением, когда катушку почти не крутишь, а точнее — к концу этого сноса. Когда леска вытягивается по течению и воблер перестает прижимать к берегу (не к самому берегу, конечно, потому что обычно ловишь, зайдя в воду на несколько метров), тут-то голавль часто и берет. А бывает, что уже начнешь проводку против течения, а он как даст!

Язь

Один мой приятель считает, что язя нельзя целенаправленно ловить спиннингом. Мой опыт говорит об обратном. В этом сезоне я за три специальных язевых рыбалки ночью взял тринадцать хвостов, и немаленьких (основная масса за килограмм, а самый крупный — 1650 г).
Я несколько раз ездил ловить судака и голавля недалеко от омута, и однажды доночники вытеснили меня с моего места! Чтобы не сидеть сложа руки, я решил попробовать в омуте, хотя и не рассчитывал что-нибудь поймать на свой слабо заглубляющийся воблер. Но при проводке вдруг почувствовал зацеп. Сначала подумал, что зацепил чью-то донку. Но донки-то были в стороне. Подергал, подергал и вытащил маленькую палочку. Значит, действительно зацеп и совсем не так глубоко.
Потом я разговорился с местным, и оказалось, что я попал на подводный бугор, где глубина по колено. А между бугром и берегом — глубина.
Место показалось мне перспективным. В следующий раз я о нем вспомнил и решил обловить его как следует.
Ловил я на снос. Поклевки напоминали зацепы, за которыми следовали мощные потяжки. С первым язем пришлось долго повозиться, да еще при вытаскивании задний тройник воблера впился мне в палец. Язь взял на передний тройник.
Сначала я счел эту поимку случайностью. Но следующий же заброс принес такую же поклевку. Правда, язь сошел. Потом еще один сход. Воблер был достаточно крупный, а язь, очевидно, брал за середину. Поэтому я поставил компактную, упористую серебристую вращающуюся блесну, вроде мирановского «виппа». В темноте я не сразу понял, что она летела при забросе дальше воблера, а пятачок-то оказался небольшим, так что первое время поклевок не было. Тогда я отошел на несколько метров и вот тут-то, что называется, попал в копеечку. За полчаса попались еще два язя и был один сход.
Потом поклевки прекратились, и я дал месту отдохнуть. Через некоторое время вернулся — и поймал еще одного.
Почему я остановился именно на такой блесне? Она очень упористая, а мне как раз нужно было, чтобы ее, как воблер, сносило в уловистую точку без подматывания. На блесны с вытянутым лепестком поклевок не было, сколько я потом ни пробовал.
Воблер же я использовал восьмисантиметровый, плавающий, типа рапаловского «магнума», но с Г-образным рулем.
Мой друг ловит на другом участке реки, и у него регулярно попадаются язи. Причем чем ближе к осени, тем чаще. Он тоже нашел пару уловистых точек, и все поклевки только в них. Его место удачно в том смысле, что кусты там подходят к самой воде, и вдоль берега можно пройти только в забродных штанах, держать рукой за ветки.
Основная трудность в специальной ловле язя заключается именно в отыскании таких точек, тем более, что в крупных реках рельеф дна меняется после каждого паводка, и все приходится начинать сначала.
Воблеры и язевые блесны
Воблеры и язевые блесны
Техника ловли
В самой технике ловли ничего особенного нет, разве что проводка очень медленная, особенно когда воблер идет против течения, с остановочками.
Ночью очень важно следить за леской. Плетеную леску я ночью вообще не использую из-за опасности запутывания. Распутывать «плетенку» в темноте мало удовольствия, даже с фонарем. Но и с мононитью надо принимать меры предосторожности. Сделав заброс поперек реки и закрыв дужку катушки, я не трогаю катушку, пока не почувствую, что леска натянулась. Иначе на шпуле может образоваться петля, которая при следующем забросе выльется в «бороду». Поэтому ночью у меня петель практически не бывает — по крайней мере, их меньше, чем днем!
Когда леска натянется, я делаю несколько быстрых оборотов катушкой, чтобы воблер заглубился и начал работать. Тогда я почти прекращаю подматывать, и воблер работает за счет течения. В это время часто берет голавль. Судак же нередко преподносит сюрпризы. Ночью он особенно любит стучать по воблеру. А иногда просто виснет на крючке. Причем попадаются ночи, когда он все время стучит, а то, бывает, не стукнет ни разу.
Бывают судачьи поклевки накоротке, когда до воблера остается метра три — четыре и уже ни на что не надеешься. Поэтому надо тщательно выполнять проводку до самого конца. Правда, такие поклевки редко приносят удачу: сходов получается больше половины. Вдалеке же судак, как правило, садится лучше.
При ловле на перекате воблер довольно часто зацепляется за камни. Чтобы не терять слишком много воблеров, не стоит при любом сопротивлении дергать со всей силы. Если это не поклевка, а зацеп, надо отпустить леску. Тогда воблер нередко освобождается сам под действием течения.

Снасть

Я ловлю на легкое спиннинговое удилище, длиной 2,5 метра, рассчитанное на заброс приманок от 5 до 21 г (переделанное «Daiwa Silver Creek»). Катушка средняя (размер «2500»), леска — 0,25 мм. Более тонкая леска не нужна: дальние забросы не требуются, а запас прочности ночью как раз кстати.
Приманки — воблеры и вращающиеся блесны. Я предпочитаю плавающие, несильно заглубляющиеся воблеры с интенсивной, живой, но не очень размашистой игрой. И очень важно, чтобы воблер стабильно работал на течении. Бывает, что воблеры, в том числе фирменные, не держатся на сильной струе, их начинает выкидывать. Тогда рыбалки не получится. Воблер должен работать во время всей проводки, буквально до самого удилища.
Любимый воблер
Любимый воблер

Голавль, правда, любит размашистую игру. Но на течении и такие воблеры начинают «мельтешить».
Воблеры с мелкой дрожью нравятся мне меньше.
Мне думается, что летом лучше работают мелкие воблеры (60-70 мм), а к осени — покрупнее. Все мои крупные воблеры, лежавшие долгое время без дела, осенью сработали. С другой стороны, год на год не приходится. В позапрошлом году я удачно ловил на совсем мелкие воблеры, по 3,5-4 см, а в этом году на них не брало. Может быть, дело в размере преобладающей в реке в то или иное время мелочи?
Все мои воблеры имеют окраску, близкую к натуральной окраске мелкой рыбы.
Рабочий набор приманок
Рабочий набор приманок

Экипировка

При рассматриваемой нами ловле приходится заходить в воду, иногда стоять на сильных струях, поэтому необходимы высокие сапоги. Забродные штаны я не использую. Ночью ловить в них — большой риск. Споткнешься, поскользнешься на камнях, и... К тому же, на тех реках, где я ловлю, до первой бровки можно дойти в сапогах, а дальше уже и штаны не помогут.
Остальная одежда зависит от погоды. Какая-нибудь куртка. Плащ от дождя, если куртка промокает. Что-нибудь теплое, даже летом.
Обязательно нужен фонарь со свежими батарейками. Но фонарем я пользуюсь лишь при настоятельной необходимости (если надо распутать леску, привязать приманку, снять рыбу с крючка и т.п.).
Пассатижи позволяют регулировать работу воблера. Артериальный зажим помогает извлекать крючки. Куканы дают возможность сохранить пойманную рыбу свежей. В основном месте ловли, возле «базы», у меня находится большой кукан с 8-10 застежками.
Когда я отхожу вверх или вниз по реке, то уже не бегаю с уловом к этому кукану, а сажаю каждую рыбу на отдельный, маленький куканчик: сантиметров шестьдесят шнура, застежка с вертлюжком, колышек.
Подсаком я не пользуюсь.
Ночью с ним одни хлопоты: крючок цепляется за сетку, рыба уходит... Лучше заранее наметить план вываживания, определить место на берегу, куда вывести рыбу.

Подготовка места

Я всегда приезжаю на реку засветло и обязательно готовлю себе место для отдыха. Готовить его ночью — и времени жалко, и неудобно. На случай дождя можно поставить палатку или натянуть между кустов полиэтиленовую пленку. На земле хорошо расстелить туристический коврик.
А отдыхать надо обязательно: от сосредоточенной ловли устаешь, внимание ослабевает, начинаешь делать ошибки.
*   *   *
Зачем ловить ночью? Рыбы ночью поймаешь, может быть, и не больше, чем днем. Но ведь не все измеряется количеством. На наших реках сейчас, как на дискотеке. Народу тьма, музыка. Но ночью почти все там пьют водку и колобродят, так что, если не брать в расчет доночников, ловишь практически один. И есть в этом что-то завораживающее.

0 коммент.:

Отправить комментарий

Related Posts with Thumbnails